Учреждение "Гомельский областной дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики

г. Гомель ул. Свиридова 1а
+375 232 51-60-85

Устройство детей в семью

Подготовка ребенка к проживанию в семье

     Общепризнанным является тот факт, что оптимальным условием для роста и развития ребенка является надежная семья, в которой он чувствует себя в безопасности. Каждый ребенок уникален, и каждый проходит свой уникальный путь.

     Для большинства детей, находящихся в доме ребенка, этот путь начинается именно с этого учреждения. Как бы странно ни звучало, но процесс возвращения ребенка в семью начинается с момента его поступления в дом ребенка. Специалисты учреждения осознают, что их главная задача – подготовка ребенка к жизни в семье.

     Цель возвращения ребенка домой, устройства его в замещающую семью – принести пользу и главное, не навредить ребенку. Поэтому к выводу ребенка не следует относиться как к разовому мероприятию. Это скорее длительный процесс с несколькими этапами, ключевыми фигурами которого являются дети.

     Потребности детей и семей очень разнятся. Задача персонала дома ребенка – осуществление практических задач, направленных на адаптацию к условиям интернатной жизни, и одновременно – работа над новой идентификацией ребенка, которая бы помогла ему однажды покинуть пределы учреждения. Ключевой подход – работа со случаем.

     При определении возможных жизненных перспектив, дальнейшего жизнеустройства важно исходить из интересов самого ребенка, а не из интересов окружающих его взрослых. Крайне важно осознать исключительную значимость единства семьи для благополучия и развития ребенка, и активно изучать процесс воссоединения с родной семьей как задачу первостепенной важности. Работа по возврату ребенка в биологическую семью осуществляется на основе результатов проведения комплексной оценки семьи ребенка, находящегося в доме ребенка, и услуг на уровне сообщества.

      При отсутствии такой возможности необходимо готовить ребенка к помещению на альтернативное семейное устройство.

Первый этап – комплексная диагностика развития ребенка

      При поступлении в учреждение ребенка осматривают врач-педиатр, невролог, изучают состояние здоровья на основании предоставленных медицинских документов. Психолог и врач-психиатр оценивают состояние и уровень психического развития; учитель-дефектолог – уровень развития речи, познавательных интересов, возможности обучения. Психолог, персонал группы знакомят ребенка с новым местом, детьми.

     Отдельная категория детей в доме ребенка – это дети, помещенные из биологических семей по разным причинам. Эти дети испытывают колоссальный стресс. Понимание того, как может реагировать детский организм на стрессовые факторы в зависимости от возраста, является ключевым моментом в профилактике и устранении эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. У маленьких детей многие симптомы эмоциональных расстройств практически неотделимы от соматических нарушений. Чем младше ребенок, тем менее дифференцированы его реакции, тем чаще при стрессе нарушаются функции внутренних органов. Дети раннего возраста, реагируя на стрессовые факторы, трансформируют психические нарушения в заболевания внутренних органов и двигательные расстройства – происходит соматизация.

      Кроме того, на данном этапе важно наличие сведений о прошлом ребенка, его семье, причинах разлучения с ней, правовом статусе. Как правило, эту информацию специалисты дома ребенка получают от органов опеки.

     В итоге, как результат работы команды – на основании заключений, сделанных специалистами, определяются потребности и нужды каждого ребенка в уходе, лечении, реабилитации, абилитации, обучении и воспитании, личностном развитии. Формируется индивидуальный план ведения ребенка.

      Эта работа помогает в заполнении формы «Комплексная оценка ситуации ребенка и его потребностей», которая осуществляться постепенно, по мере накопления информации.

 Следующий этап в работе с ребенком – это ежедневное сопровождение ребенка специалистами учреждения

     Одна из основных задач – формирование привязанности. Особая роль в этом отводится персоналу группы, в которой находится ребенок. В интернатном учреждении ребенок оказывается в ситуации депривации потребности в общении с близким взрослым, которую чаще всего называют материнской депривацией.

     В раннем возрасте у ребенка происходит формирование устойчивого типа привязанности к близкому взрослому. Первый год жизни ребенка – сенситивный период для формирования привязанности.

     Этапы формирования привязанностей:

•0-6 месяцев
•6-12 месяцев
•От 1 года до 3 лет.

Родитель или другой близкий взрослый становится объектом привязанности. Примерно в 6-10 месяцев возникает избирательность в отношении взрослых, различение «своих» и «чужих». На чужих взрослых у ребенка в возрасте 6-7 месяцев впервые возникает реакция страха.  Если до 12 месяцев привязанность оказывается несформированной, это может повлечь серьезные нарушения психического развития ребенка. Тип привязанности влияет на познавательное развитие ребенка. Если мир представляется доброжелательным и безопасным, то бояться нечего и можно исследовать этот мир.

    Действительно, все отношения ребенка с миром в раннем детстве опосредованы общением со взрослым, поэтому сформированная привязанность определяет открытость ребенка к взаимодействию с миром. И, наоборот, ненадежный тип привязанности, не обеспечивающий удовлетворения потребности ребенка в безопасности, приводит к нарушению, искажению или задержке его познавательного развития. Еще хуже – отсутствие привязанности.

     Поэтому в доме ребенка поощряется наличие «любимчиков», «баловней», «доченек», «сыночков» и «внучков». Таким образом, если в младенчестве формируется потребность в контакте с близким взрослым, складываются исходные паттерны привязанности, то в раннем возрасте они преобразуются в устойчивые модели поведения, определяющие взаимодействие с близким взрослым и отношение ребенка к миру.

    Еще один важный момент – постоянно показывать детям, что мир не ограничивается территорией дома ребенка. В нем есть цирк, парк и карусели, детский развлекательный центр, пикник у озера, железная дорога и поезда, самые настоящие собаки и коты – мягкие и теплые; а еще есть дом, в котором живет тот самый, близкий взрослый, и еще много, много интересного. 

3

 1

 2

 

  Дети из дома ребенка испытывают неподдельный интерес к детям более старшего возраста, подросткам; любят гостей, клоунов, праздники и развлечения; смотреть фотографии и видео о себе. А еще очень любят индивидуальные занятия, личные подарки. 

4

5 6

7

 Книга жизни

  Задача персонала – сохранить как можно больше таких моментов на фото, в записях, с датами и описанием событий, впечатлений, достижений. Кто-то называет это созданием «Книги жизни» или «Истории жизни».

8

    Создание книги – это совместная работа воспитателя и ребенка, а иногда – и мамы. Несомненно, для детей раннего возраста взрослые берут на себя большую часть работы, но ребенок тоже принимает активное участие, чаще всего помогая с рисунками. Чем раньше начата книга, тем проще для взрослых собрать все необходимые данные. Книга имеет огромное положительное влияние на детей в отношении осознания того, что с ними произошло на протяжении жизни. По сути – это один из инструментов подготовки ребенка к возвращению в семью. Очень важно продолжать писать историю уже вместе с родителями. Таким образом, будущие родители должны понимать, что ребенок, которому они хотят предложить создать семью, многое успел узнать и пережить.

9

  10

   Книга включает важную информацию относительно жизни ребенка, помогает детям понять, почему, когда и как они были отделены от биологических семей, и что произошло позже. Она также помогает сформировать сильное чувство идентичности, так как включает важные этапы развития ребенка: когда впервые пошел, заговорил, что любит и чего не любит кушать, в какие игры любит играть; особые события - такие как день рождения, поездки; самых первых друзей… Эти воспоминания обычно хранятся родителями и рассказываются детям по мере их взросления. Ребенок чувствует свою важность и уникальность.

11

 

Следующий этап – подготовка к знакомству с семьей при альтернативных формах устройства

   Взрослые должны понимать, что приоритетом для дома ребенка являются интересы ребенка. Поэтому, получив направление для знакомства, необходимо созвониться с учреждением, узнать о самочувствии ребенка, его распорядок дня, чтобы договориться о первой встрече в удобное время.

    Организация знакомства важна, это то, с чего начнутся отношения семьи и ребенка. Во время первого визита в дом ребенка с кандидатами в усыновители, опекуны, приемные родители проводится беседа специалистов, работающих с ребенком (юрист, врач-педиатр, психиатр, психолог). Будущие родители получают полную информацию об истории жизни ребенка, его особенностях, заболеваниях (если таковые имеются), проблемах и способностях.

    Важно узнать и те факты, которые известны о его родителях. Это может понадобиться как для последующей работы с историей жизни ребенка, так и для понимания особенностей, которые могут проявляться у детей с возрастом.

Врачи дома ребенка подробно и доступно рассказывают о состоянии здоровья выбранного малыша: какие проблемы существуют на момент знакомства, что известно о течении беременности и родов, чем он болел до поступления в дом ребенка. Обращается внимание на нервно-психическое и физическое развитие, особенности поведения. Важно понимать, что данная информация отражает картину состояния здоровья на момент знакомства, и давать какие-либо прогнозы или гарантии относительно того, как будет развиваться ребенок, и чем будет болеть, невозможно. Поэтому после получения информации о состоянии здоровья будущим родителям необходимо четко осознать: готовы ли они взять ребенка с этими проблемами, справятся ли, а также быть готовыми, что по мере взросления ребенка могут появиться другие проблемы, не менее серьезные.

    Желательно, чтобы знакомство происходило в привычной для ребенка обстановке. Ребенку говорят, что к нему пришли гости – люди, которые хотят с ним познакомиться. Делают это ненавязчиво, чтобы не испугать. Для малыша важно, чтобы присутствовал взрослый, которого он хорошо знает. Первая встреча может занять полчаса – сорок минут. Потенциальным родителям не стоит сразу брать ребенка на руки по своей инициативе. Если захочет, он может сам забраться к пришедшим к нему гостям на руки, но лучше быть очень аккуратными, не пытаться сжать в объятиях, потому что у каждого ребенка своя жизненная история, свой жизненный опыт, в том числе травматический. Есть разные способы проявления душевного тепла. Ребенку важен телесный контакт со взрослым, но на сокращение дистанции в отношениях нужно время. Важно контролировать свои эмоции, не проявлять чувство жалости, быть корректными и мудрыми.

Рисунок16

    Ни в коем случае не стоит обещать лишнего, создавать ожидания, которые, будут обмануты. Не надо сразу сообщать ребенку, что пришли мама и папа, что он скоро поедет домой. Это можно делать только тогда, когда потенциальные родители абсолютно уверены, что нашли своего малыша.

    Как правило, после знакомства возникают новые вопросы. Очень важно, чтобы потенциальные родители не боялись их задавать. Далее планируется периодичность встреч, их количество; обсуждается, кто поможет в установлении контакта с ребенком.

    Дети раннего возраста, а особенно малыши до года получают информацию о родителях через тактильные ощущения (прикосновения, звуки), общение, поэтому для установления контакта с ребенком, необходимо как можно чаще быть с ним рядом (навещать, участвовать в прогулках и т.д.). Это даст возможность привыкнуть к ребенку, почувствовать его особенности, узнать черты характера. Задача потенциальной семьи – это сотрудничество со взрослыми, которые заботятся о ребенке и несут за него ответственность. Кроме того, у воспитателей можно научиться педагогическим приемам обращения с ребенком, у медицинских сестер – уходу за детьми раннего возраста.

    Не всегда кандидаты в усыновители (опекуны, приемные родители) могут ежедневно навещать ребенка, а лишь по выходным, для этого существуют различные методики поддержания контактов – это семейный фотоальбом, мягкая игрушка, которая будет напоминать ребенку о встречах.

    Иногда бывает так, что отношения не сложились, контакт не налажен, либо принято решение, что ребенок «не наш», и взрослые не готовы создать с ним семью. В данном случае сотрудники дома ребенка разъясняют, что в этом нет ничего страшного, нужно дать возможность себе и ребенку попрощаться и расстаться, не испытывая при этом чувства вины. Ребенок пострадает больше, если внезапный обрыв отношений произойдет на более позднем этапе, или, что еще хуже, уже дома.     И взрослым, и ребенку в жизни предстоит еще много раз выстраивать отношения с людьми – близкими, и не очень.

     И опыт правильных расставаний и честных прощаний бывает крайне важен для последующей жизни…

Рисунок17